Хочу/могу
Или как выбрать между дешевым и качественным
Помните, когда мы были маленькими, взрослые регулярно подсовывали нам замаскированные под игру упражнения на логику и внимательность? Например, две на первый взгляд, одинаковые картинки, в которых нужно было найти 10 отличий.

Мы уже давно выросли, но именно эта игра перекочевала в нашу взрослую жизнь. Правда, правила немного изменились, и теперь основная задача отличий не замечать.

Речь пойдет о любимой рубрике каждого фешн инфлюенсера и модного журнала — увлекательной забаве «Хочу/Могу».
В рубрике «Хочу/Могу» традиционно встречаются внешне похожие вещи от великих Домов Высокой Моды и вещи из массмаркета.

Справедливы ли такие сравнения? Правда ли, что, кроме цены, большой разницы между такими вещами нет, и нужно ли переплачивать «за бренд»?
Дальнейший текст будет состоять из того, что для многих является прописными истинами, но вы уж простите.
Чаще всего можно встретить две точки зрения: от апологетов масс-маркета и от любителей высокой моды. Если упрощать, то первые в основном говорят, что масс-маркет делает честное по цене предложение, а все остальное — «налог на понты», вторые утверждают, что дорогие вещи стоят каждого вложенного рубля, потому что такого качества в масс-маркете просто не найти.
На мой взгляд, как в известной байке о Ходже Насреддине, правы и те, и другие, но в то же время не прав никто.
Давайте разберемся по порядку, но сначала любопытный факт: по итогам 2018 года в список 10 богатейших людей планеты по версии Forbes попали одновременно Бернар Арно (Владелец LV) и Амансио Ортега (Основатель Inditex).

Теперь о главном: чаще всего между двумя картинками нет вообще ничего общего, кроме, собственно, картинок и того, что для не стилиста, не коллекционера одежды и не работника из фешн сферы, а обычного человека, цель которого выглядеть современно и модно, не принося в жертву комфорт — ни одна из двух вещей не стоит своих денег.
На чем мы на самом деле экономим, покупая бюджетное пальто, которое на картинке выглядит не хуже люксового, но состоит не из кашемира и шерсти, а из полиэстера?
Мы экономим на своём внешнем виде, потому что в жизни эта вещь далека от представленной картинки в мобильном приложении. Гиганты масс-маркета могут позволить себе вложить в создание контента очень много денег. Часто для фотосессий отшивают в принципе специальные вещи

Мы экономим на нашей планете, потому что перепроизводство вещей из таких материалов приводит к экологическим катастрофам.

Но самое главное — мы экономим на собственном здоровье и комфорте. Ведь в итоге эта вещь просто не сможет выполнить свою первостепенную функцию — защитить нас от окружающей среды.
Потому что пальто из смеси полиэстера и 10% какой-то посредственной шерсти, к сожалению, не греет. Ни на свои деньги, ни на меньшие, ни на какие не греет.
Качественно сделанная фотография осенней прогулки со стаканчиком из Старбакс в Инстаграм — пожалуйста, та же самая прогулка на самом деле — вряд ли.

Покупая летом костюм «под лён», чтобы выглядеть актуально, мы лишаемся самой его сути — в костюме «под лён» невозможно жарко. Он как парник, и так как мы не помидоры, в парнике нам не комфортно.
Тут возникает новый вопрос, а что, в масс-маркете не бывает льна? Разве шерсти не бывает, шёлка, кашемира?
Иногда правда не бывает, а иногда вполне, но есть два нюанса.

Во-первых, будьте готовы доплатить за натуральность ткани. Во-вторых, ткани, как и молоко, бывают самые разные. Вот вроде за 30 рублей из сухого порошка молоко и фермерское жирное и вкусное — тоже молоко, но разное же? И, в отличии от вина, вам не придётся играть в сомелье и выдумывать нотки обжаренной в корице гвоздики, в случае с молоком в слепой дегустации вы мгновенно отличите одно от другого. С тканями так же.
Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
Дополнительная грусть заключается в том, что массмаркет за последние 10 лет очень сильно изменился — и не в лучшую сторону. Сравните швы в одном и том же магазине у вещей, купленных десять лет назад и висящих там сейчас. Я, например, свитер из Зары, купленный на первом курсе Универа, ношу до сих пор, а вот купленный два года назад там же — превратился в гамак.

Когда мы покупаем одежду в масс-маркете, за редким исключением намного меньше 10% ее стоимости это цена пошива и ткани, все остальное — реклама, зарплаты офисных сотрудников, продавцов, логистика, аренда и конечно же прибыль.

Плохо ли это?
Плохо ли, что продавец получает зарплату и что вы можете прийти в удобный магазин в любом ТЦ? Нет, конечно, но плохо то, что в погонях за сверхприбылью, производители сокращают именно производственные расходы, экономят на нашей одежде (упрощают крой, обработку, уничтожают швы, выбирают еще более дешевые материалы), ведь больше не на чем, не рекламные же бюджеты им резать.

Теперь, когда у вас окончательно сложилось впечатление, что текст о том, что масс-маркет это плохо, и идите все срочно в ЦУМ, спешу сказать, нет, не об этом.

Неужели пальто от известной фирмы по цене мотоцикла в ЦУМе или на Farfetch стоит своих денег? Неужели хорошая ткань и премиальный пошив это правда так дорого? Давайте разберемся, за что мы платим в этом случае, действительно ли это «налог на понты»?
Сначала о хорошем, покупая брюки за 100 тысяч или жакет за 200, чаще всего вы получите действительно исключительное качество (но не всегда, к сожалению).

Качественная ткань, особенно если она натуральная, сложный крой, глазковые петли, швы, более сложные, чем оверлок, если вы ателье или бренд с маленьким тиражами — это РЕАЛЬНО очень дорого. Для брендов, доросших до бутиков с большими витринами и козырькам по всему миру, дела обстоят лучше: с ростом тиражей, относительная стоимость материалов и пошива стремительно убывает до примерно тех же самых 10% и дальше, в зависимости от вещи. За что же тогда мы платим здесь?

Кроме аренды (очень дорогой аренды) или значительных комиссий агрегаторам и площадкам (и 30%, и 50% бывает), логистики и всего того же, что в случае масс-маркета, мы платим за модные показы, парижские недели моды (а еще миланские, лондонские нью-йоркские и иногда даже московские), за многомиллионные контракты с актерами и моделями и за всё сопутствующее.

Плохо ли это?

Конечно, нет, показы часто становятся искусством, шоу и настоящим представлением, двигают вперед все индустрию и именно благодаря этому в том же масс-маркете появляются модели для рубрики «МОГУ». Другое дело, что не у всех есть желание или возможность становиться спонсором модной индустрии.
Как же быть, если вы все-таки хотите получить качественную вещь, но не оплачивать при этом завтрак с лобстерами любимому актеру?
Присмотритесь к маленьким брендам, не обязательно российским, которые пока не превратились ни в масс-маркет с необходимостью содержать заводы и миллионы квадратных метров площадей, ни в дома высокой моды с показами и амбассадорами. Которые не отдают 40% стоимости вещей магазину, где представлены, или условному Farfetch.

Бренды делающие что-то уникальное или не уникальное, но качественное и базовое, по честной цене есть во всем мире: от стран-центров европейской моды, вроде Италии и Франции, до восточной Европы, Азии и, конечно, США. Тут, исключая обманщиков и китайских перекупщиков, по крайней мере, от 20 до 50% ваших денег пойдут на изготовление самой вещи, которую вы приобретаете. Если хорошо поискать, вы найдете настоящее «ХОЧУ и МОГУ».

А еще.

Если вы представитель среднего класса, сочетайте все доступные варианты и выбирайте отовсюду лучшее. Ищите в массмаркете качественные базовые вещи из натуральных тканей.

Да, кашемировая водолазка из Uniqlo будет отличаться от такой же из Berluti (что не удивительно при цене примерно в 20 раз меньше), но не настолько сильно, насколько будет отличаться полиэстровая. Смотрите, какие у вещей пуговицы, швы, не торчат ли отовсюду нитки. У дорогих брендов, наоборот, покупайте что-то исключительное, что будете носить годами.

Попробуйте шить одежду в ателье. Приготовьтесь потратить много времени и рискнуть, а еще будьте готовы к тому, что в стоимость пошива включено шампанское и приятные беседы. Если вы точно знаете, чего хотите и держите в голове «то самое платье», которого нигде нет, это лучший вариант.

А если платье получится очень красивым и к вам выстроится очередь из подружек с вопросами, где такое есть еще, задумайтесь о том, не встать ли вам на путь предпринимательства ???

Создавайте одежду, которую сами будете счастливы носить, продавайте её людям по честной цене, создавайте рабочие места в своей родной стране и мир станет чуточку лучше!